В своей жизни человек нередко сталкивается с проблемой выбора. Сделать выбор в правильном направлении ему помогают близкие люди, а также лекари человеческих душ – психологи. В какой-то степени, делать правильный выбор помогают также и поисковые машины.
Дуглас Меррилл — вице-президент Google по разработкам, который официально также является IT-директором этой компании, не имеет технического образования, при этом он имеет докторскую степень по психологии. Таким образом, он сочетает в себе умение управлять, профессионально владеет техническими знаниями и является тонким дипломированным психологом. Но самого вице-президента совсем не беспокоит противоречие между его деятельностью и образованием, ведь по сути выбранные им сферы идентичны: «Психологи помогают людям бороться с их проблемами, принимать правильные решения. Поисковые машины по большому счету делают то же самое — помогают делать правильный выбор».
Дуглас Меррилл считает, что ближайшие 20 лет будут довольно перспективными в развитии сферы поисковых технологий. 10 лет назад, когда возникла поисковая система Google, многие пришли к выводу, что проблема поиска в Сети отныне будет решена. Нужно будет просто описывать каждый новый сайт несколькими ключевыми словами, и этого будет достаточно для полноценного интернет-поиска. Между тем, содержание англоязычного Интернета меняется каждый месяц на 10%. А для того, чтобы индексировать все новые сайты, да еще и на сотне языков, нужны огромные трудозатраты и бесчисленное количество времени.
Поиск в Интернете становится практически самостоятельной наукой, и как любая другая наука, он требует досконального изучения и выявления все новых подробностей о ее функционировании. Поэтому для вывода более точных результатов нужно сделать так, чтобы процесс анализа поиска в Сети проходил как можно эффективнее.
К примеру, пользователь хочет найти определенную информацию. Он вводит в строку поиска слово «Психоанализ», и если его внимание привлекает какой-то сайт, значит, его текстовое наполнение повествует о психоанализе. Таким образом, чем больше людей сделают свой выбор в пользу этого сайта, тем выше он будет в результатах поиска. Так и Дуглас Меррилл считает, что будущее поиска напрямую связано с методичным изучением поведения каждого пользователя глобальной паутины.
Существует также довольно популярная концепции под названием Web 2.0, которая выступает за непосредственное участие самих пользователей в изучении процесса поиска в Сети. Но дело в том, что даже самое большое количество пользователей не сможет заменить умные компьютеры, которые ежесекундно фильтруют, запоминают и анализируют всю информацию о действиях пользователя в Интернете. Благодаря тому, что поисковики ежечасно получают безграничное количество сведений о посетителях Сети, как в геометрической прогрессии будет расти их преимущество перед небольшими интернет-компаниями. При этом локальные поисковики располагают лучшей релевантностью поиска, так как имеют возможность говорить с пользователем на одном языке. Тут же возникает вопрос о том, что помимо всего вышеперечисленного, пользователю также нужна помощь при нахождении информации на языке, которого он не знает. Например, дать возможность студенту-французу найти запрос о жизнедеятельности Льва Толстого на русском языке, чтобы он мог получить доступ к русской части Интернета.
Уже сейчас, обозначив поиск словом Blok, любой итальянец найдет цитаты из знаменитой поэмы Блока «Двенадцать» на русском языке. А через несколько лет аналогичные цитаты будут доступны ему уже и на итальянском.
Уже знакомый нам, Дуглас Меррилл уверен, что в мире, походящем на большую деревню, такой перевод будет гораздо востребованнее и с каждым днем эта востребованность будет расти все больше и больше. Поисковые системы будут становиться все умнее и умнее. Они будут не только переводить слова, но также будут учитывать национальные особенности пользовательского запроса. Американец и русский получат разные результаты, забив в строку поиска слово «президент», ведь каждый из них будет иметь ввиду своего нынеправящего главу государства. И все же, каждый день миллионы пользователей как трудолюбивые муравьи, будут самостоятельно находить четкие связи между разными составными частями Сети. Поисковику останется лишь зафиксировать их.
Одной из важнейших задач для поисковых систем по-прежнему остается умение распознавать и как можно четче понимать запрос пользователя. Осмыслить, к примеру, что, если пользователь ищет «самого большого жирафа в мире», он имеет в виду не его вес, а его рост.
Чтобы идти в ногу с развитием поисковых систем и преуспеть еще больше, поисковая система Google должна находить и накапливать еще больше информации о своих пользователях и как можно качественнее интерпретировать их запросы. Но это может быть достаточно рискованным шагом, ведь компания может злоупотреблять такого рода сведениями и продавать их, при этом сама может стать жертвой хакеров.
Дуглас Меррилл убежден, что любая IT-компания может попасться на цепкую удочку хакеров. Поэтому поисковая система Google особенно тщательно заботится о защите своих данных. Компания не сообщает ни о количестве, ни об истинном местоположении серверов, на которых хранятся все сведения. Сам вице-президент Google отмечает, что и речи не идет о том, чтобы в будущем торговать данными о своих пользователях. Иначе возникает вопрос — а кто в таком случае станет искать через них информацию?
В ближайшие время, считает он, улягутся и разговоры о том, что грядет вторжение поисковиков в зону чужой интеллектуальной собственности. Интернет-бизнес за последние годы изрядно потрепал Google. На эту поисковую систему уже несколько раз вешали обвинения в нарушении авторских прав. Первыми это попытались сделать американские литературные сообщества, которые объявили протест против проекта Google Book Search, который позволяет вести поиск в книжных текстах. Вторыми протестовали издатели газет, журналов и новостных агентств. Последние обвиняли компанию в том, что она лишает их некоторого количества прибыли, размещая в разделе «Новости» самые свежие и сенсационные статьи. Вице-президент Google верит в то, что скоро все они осознают пользу известного поисковика и поймут, что в связи с отсутствием на их страницах рекламы, он приводят к ним читателей, а не отбирает их.